гр.№11 «Василек»

Группа №11 «Василек» (старшая группа) Воспитатели:

Конеева Эльмира Якубовна, Губина Инна Борисовна

Младший воспитатель: Соляная Светлана Владимировна

« ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЛЕВША»

Хорошо ли быть левшой?

Что делать с леворуким ребёнком? Переучивать или нет? Леворукость- это патология или норма?  Почему рождаются дети- левши? Ответить на эти вопросы, увы, совсем не просто.

Количество леворуких в современном мире примерно 10-12 %.

Наука точного ответа на эти вопросы не может дать, но не мало важную роль играет наследственный фактор, различные патологии беременности, родовые травмы. При определённых отклонениях в развитии левого полушария, правое  полушарие частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей.

Почему? Попробуем разобраться подробнее.

Только очень немногие люди одинаково хорошо владеют правой и левой рукой(таких людей называют амбидекстрами); в большинстве случаев одна из двух рук рабочая, или ведущая. Установлено, что все свойства руки определяется сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга.

Действия каждой руки регулирует противоположное полушарие: у правшей- левое, а у левшей – правое, то есть мозговое управление осуществляется перекрёстно. Левое полушарие является главным для полноценного развития у ребёнка важнейших функций, а именно отвечает за  чтение, письмо, счёт. Правое полушарие выполняет более глобальные функции: заведует образным мышлением, тесно связанным с эмоциями ребёнка, зрительным восприятием лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховым восприятием музыки, звуков природы, так же ответственны и за навыки ходьбы, одевания, чувство пространства и времени. Эти два полушария не могут существовать друг без друга.

Так обстоит дело у правшей. У левшей всё наоборот. Правое полушарие мешает левому стать лидирующим. Многие важные центры психической деятельности природа «расположила у левшей не в левом, а в правом полушарии. У левшей и правшей- разная организация мозга. Переучивая ребёнка, мы нарушаем эту организацию, пытаемся заставить мозг делать то, что противоречит его функциональным возможностям. У ребёнка может сформироваться невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, энурез. А школьные трудности усиливаются из-за неправильной тактики родителей.

Что же делать? Какой выход из этого положения?

Надо учить ребёнка действовать двумя руками. Если вы заметили у ребёнка признаки левшества, предлагайте то же самое делать правой рукой. Необходимы занятия по развитию обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом. Полезны занятия лепкой, выполнения плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации.  В этом случае нервная система ребёнка страдать не будет. К семи годам центральная система ребёнка окрепнет. Каждое полушарие возьмёт на себя свою роль и опасность минует.

Какую же тактику избрать родителям, как помочь леворукому ребёнку?

Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность необходимо быть:

1.Чутким и доброжелательным.

2.Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Однако не думайте, что негативное отношение это высказанный упрёк. Вполне достаточно и вашего вздоха и нетерпения при объяснении. И даже случайного упоминания о неловкости.

3.Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен: нет ничего поправимого. Помогайте ему.

4.Рациональный режим дня. Ведь леворукий  ребёнок, как правило возбудим, быстро утомляется. Его трудовой день должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

5.Никаких ссор, взаимного раздражения, конфликтов.

6.Не говорите в присутствии посторонних людей об особенностях ребёнка. 7.Не проявляйте гнев и отрицательные эмоции по отношению к нему.

8.Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу».

Помните: если вы занимаетесь с ребёнком не при дневном свете, то свет должен падать слева. Лампу настольную рекомендуется ставить справа от себя. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая- лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.  Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. А если вы не пишите, а вместе с ребёнком читаете книгу, то в этом случае показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребёнка, они хуже воспринимают то, что расположено слева от них.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а  до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.

Очень важно определить ведущую руку перед школой. Почему? Всё потому что переучивание отрицательно может сказаться на развитие ребёнка и до школы есть время чтобы скомпенсировать навязанное овладение правой рукой.

Существует несколько вариантов определения ведущей руки.

Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Определяем ведущую руку

1.Предложите малышу коробку с пуговицами и пустую коробку. Попросите ребёнка пуговицы переложить в пустую коробку. Обратите внимание какая рука более активна.

2.Предложите ребёнку нарисовать картинку. Положите карандаши прямо перед ним, ровно посередине, ни слева, ни справа. Посмотрите, какой рукой ребёнок начинает работать.

3.Обратите внимание, какой рукой ребёнок старается развязать шнурки.

4.Предложите  вырезать по контуру картинку. Посмотрите, какой рукой берутся ножницы. Если в процессе работы ребёнок перекладывает ножницы из рук в руку, посмотрите, какой рукой он работает аккуратнее.

5.Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

6.Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая держит пузырёк.

7.Просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

8.Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху)

9.Погладить игрушку, держа её в руке (ведущая рука гладит)

10.Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.

Важно вовремя и правильно определить ведущую руку.

Берегите левшу, пусть он будет , таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Много левшей среди гениев в самых разных областях: это Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ломоносов, А.С.Пушкин, Лев Толстой, Чарли Чаплин, Карл Бах, Римский император Тиберий, Пабло Пикассо. Немало левшей среди государственных деятелей и высшего командного состава, среди математиков. А сколько много их на экранах телевизоров! Этот список можно продолжить. И кто и знает, может, он стал бы ещё длиннее, если бы леворуких детей не переучивали.

Будьте внимательны к своим детям!

Добавить комментарий