Методическая копилка

«Дошкольный возраст — это возраст игры» (консультация для воспитателей)

Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжетно-ролевая) для развития дошкольников имеет решающее значение.

Почему ролевая игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребенка?

В процессе психического развития, взросления ребенка меняется его место в мире взрослых, развиваются, прежде всего, отношения между ребенком и взрослыми. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребенок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых.

Большую часть времени  в детском саду ребенок проводит в группе, следовательно, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. И здесь значение имеют разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка. Подбирая игрушки, мебель, оборудование для групп, необходимо учитывать, что ребенок, познающий окружающий мир, должен жить с ним в гармонии, получать удовольствие от каждого проведенного в детском саду дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, чтобы сразу чувствовалось, что каждая вещь находится именно на том месте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно. Необходимо постоянно дополнять и обновлять атрибуты к сюжетно-ролевым играм изделиями из бросового материала, вносить новые предметы в игру для развития игрового замысла.

Встает вопрос о месте сюжетно-ролевой игры в развитии детей с особыми образовательными потребностями.  

В логопедии имеются упоминания о несформированности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи  и замедленным псих развитием , и отмечается необходимость обучения их этому виду деятельности (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, Л.Н. Усачева).

Конфликты, возникающие в процессе игры, большинство взрослых решают при помощи советов и напоминаний нравственных норм, но нередко встречаются и силовые способы решения конфликтов.

Воспитатели на своих занятиях должны стараться использовать материал, который  может предложить логопед. Затем этот материал вводится воспитателем в игры.

С учетом современных представлений о характере формирования игровой деятельности у детей надо увеличивать игровое пространство в групповых комнатах за счет их переоборудования.

По мере возможности можно создать уголки психологической разгрузки для детей и фрагменты жилой комнаты, стараясь приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям и взрослым было уютно и удобно. Пересмотреть расположение и подбор игрового материала в соответствии  с современными требованиями. Наряду с готовыми игрушками, яркими и красочными, подойдут предметы-заместители,  полуоформленные игрушки, природный и другие разнообразные материалы.

Развивая игровую деятельность детей с недоразвитием речи и замедленным псих развитием , педагоги специальных групп прежде всего планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также  предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры.

В процессе формирования игровых умений у детей воспитатели должны заниматься с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослыми. На первых порах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр детей.

В условиях чуткого и бережного руководства со стороны педагогов детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Логопеды отметать определенный прогресс в процессе закрепления речевых умений, в том числе используемых в процессе диалогической формы речи.

По нашему мнению, специфика обучения игре дошкольников с общим недоразвитием речи пяти-шести лет состоит, прежде всего в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте.

Ведущими направлениями в руководстве игрой этих детей  — формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельности дошкольников.

Конспекты занятий, развлечения, консультации наших педагогов:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в старшей группе воспитателя Кузьминой М.В. на тему:Путешествие в «Мир профессий»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе воспитателя Бекбулатовой К.Е. на тему:«Цыпленок»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе воспитателя Федоровой О.П. на тему:«Путешествие по островам»

Развлечение по приобщению к истокам народной культуры во второй младшей группе воспитателя Федоровой О.П. на тему:«Путешествие в сказку»

Консультация воспитателя Федоровой О.П. на тему: «Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе воспитателя Кузьминой М.В. на тему: «Грибок-теремок»

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в первой младшей группе воспитателя Ивановой Н.В. на тему:«Зимушка-зима пришла,нам снежинки принесла»

Консультация воспитателя Парфеновой Е.Н. на тему:«Фольклор для маленьких»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе воспитателя Губиной И.Б. на тему:«Волшебная страна фигур»

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков в средней группе воспитателя Губиной И.Б. на тему:«Веселый клоун Толик»

Добавить комментарий
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять